Как могло произойти, что за 100 лет до изобретения электродвигателя, уже существовали механические водяные насосы? И работали они путем эксплуатации лошадей.
Речь идет о разработанном английским кузнецом Томасом Ньюкоменом паровом водяном насосе, который начал исправно работать в 1712 году. Слово «исправно» можно использовать с некоторой натяжкой, поскольку придется закрыть глаза на случаи, когда насосы взрывались. Использовались эти насосы для откачки воды из шахт.
Поскольку изобретатель занимался разработкой и доводкой этого двигателя в течение 10 лет, чтобы семейный скобяной бизнес не погиб, жене пришлось примерить на себя функцию операционного директора.
Экономическая эффективность насоса Ньюкомена оказалась почти в четыре раза выше, чем у насоса, работающего на конской тяге. Как результат, паровые насосы производились большими по тем временам партиями, неплохо продавались и использовались вплоть до начала XX века.
Кстати говоря, на первый взгляд насос Ньюкомена работает нелогично, по крайней мере не так, как ожидается от парового двигателя.
Скажем, в паровозе все логично: пар под высоким давлением давит на поршень, который через систему рычагов заставляет вращаться ведущие колеса. Чем горячее пар, тем выше давление, тем мощнее паровоз.
В насосе Ньюкомена построено все наоборот: в цилиндр с горячим паром впрыскивается холодная вода, которая резко снижает давление пара, что заставляет поршень «втягиваться» в цилиндр, поднимая тем самым воду из шахты (цикл 1). После этого груз опускает штангу насоса вниз, снова зачерпывая воду (цикл 2).
Вот так необычное использование пара, а также жены позволило Ньюкомену внести огромный вклад в зарождение промышленной революции в Англии с последующим кардинальным изменением всего цивилизованного мира.