Проектирование инженерных систем в BIM
Москва

г. Москва, ул. Пятницкая, д. 50/2 стр. 5

+7 (495) 120-20-76
article
Выпуск
№ 4

Драйкулер (от англ. dry — сухой и cooler — охладитель) – элемент системы кондиционирования, всегда работающий в паре с чиллером внутреннего размещения. Драйкулер передает тепло от чиллера атмосфере, и эффективность работы охладителя зависит от беспрепятственного прохождения уличного воздуха через теплообменники драйкулера.

Любые препятствия снижают производительность системы. Если рассматривать типовые ошибки расстановки драйкулеров, то они приводят к снижению эффективности на 15-25%, что почти сводит на нет пользу от кондиционирования.

Рассмотрим два варианта расстановки драйкулеров: стандартная, при которой не нужны компенсирующие мероприятия, и расстановка в стесненных условиях.

Вариант 1. Стандартная расстановка драйкулеров

Нормативная документация не регламентирует расстановку драйкулеров, а рекомендации выдает каждый производитель. Они отличаются друг от друга, но в целом их можно свести к следующему:

  • Расстояние между драйкулерами – не менее ширины драйкулера (ширину драйкулера D можно принять за 2,2-2,5 метра);
  • От драйкулера до парапета — не менее половины ширины драйкулера;
  • Высота парапета ниже верха драйкулера.

Очень важно, что данные размеры распространяются только при условии, когда высота парапета или ограждения ниже высоты драйкулера.

Если верх парапета выше, то горячий воздух от драйкулера, который должен уноситься ветром, возвращается обратно к воздухозабору, радиально снижая эффективность работы аппарата. Верх драйкулера может быть выше уровня ограждающего экрана совсем ненамного, скажем на 100 мм, чтобы эффективность не снижалась.

Над драйкулерами не должно быть кровли или навеса, как минимум в трех метрах. Некоторые производители это расстояние значительно увеличивают.

Вариант 2. Нестандартная расстановка драйкулеров

Обычно к этому можно отнести следующие отступления от требований:

  1. Расстановка драйкулеров близко друг к другу;
  2. Ограничение доступа воздуха с одной или двух сторон (три и более сторон – не рассматриваются);
  3. Драйкулер находится ниже ограждения или парапета.


В таких случаях принято обращаться к производителю, чтобы он предложил компенсирующие мероприятия. Но не нужно рассчитывать, что завод выполнит сложное математическое моделирование конкретных условий. У производителя есть готовые таблицы, в которых содержатся сотни вариантов комбинаций и рекомендации по ним. Об этом и поговорим.

Все сводится к тому, что если драйкулер расположен так, что его обдув с одной или двух сторон затруднен, то необходимо это компенсировать увеличением свободного пространства для движения воздуха с других сторон, прежде всего – снизу. А значит, единственный выход – поднять драйкулер, установив его на дополнительную раму.

Уменьшать расстояние между драйкулерами до нуля можно только для самых маленьких аппаратов (с двумя вентиляторами), для остальных же минимальное расстояние должно быть 300-500 мм.

Рассмотрим вариант, когда на кровле располагаются четыре драйкулера по 600 кВт каждый с габаритами в плане 7800х2500 мм. Расстояние между ними уменьшено со стандартных 2500 мм до 500 мм.

Вот рекомендации по высоте рамы:

ОграниченияВысота рамы
Стандартный вариант: расстояние между драйкулерами 2500 мм, до стен 1200 мм, ограждение ниже верха драйкулераРама не требуется
Расстояние между драйкулерами снижено до 500 мм. Все стороны свободны для движения воздуха1,6 метра
Расстояние между драйкулерами снижено до 500 мм. Ограничен доступ воздуха с одной стороны2,8 метра
Расстояние между драйкулерами снижено до 500 мм. Ограничен доступ воздуха с двух сторон3,8 метра

Как видите, рама может быть очень высокой.

Если парапет или ограждение выше верха драйкулера, то возможны два варианта:

  1. Использование дополнительных рам для облегчения доступа воздуха снизу, как в предыдущем случае;
  2. Если рамы недопустимы, то драйкулеры нужно перенести от высокого ограждения на 8-10 метров.


Другие правила размещения

Драйкулеры необходимо защитить от снега, ведь зачастую драйкулеры работают и в зимнее время, поэтому высота ножек самих драйкулеров может быть недостаточна (напомним, что в Москве высота снежного покрова в среднем составляет 0,5 метра).

Также нужно избегать, чтобы на драйкулер мог попадать снег с соседних кровель.

Запрещается устанавливать драйкулер по направлению выброса воздуха от вытяжных установок, выбрасывающих масло-жирозагрязненный воздух (скажем, от кухонь), а также в непосредственной близости от дымовых труб, выбросов воздуха повышенной температуры и с примесями дыма, пара или выхлопных газов автомобилей.

 В следующем выпуске мы приведем чек-лист инженерных помещений в современном здании

Назад
Поделиться
Узнать стоимость ?
На сайте вы можете произвести мгновенный и бесплатный расчет стоимости проекта, в т.ч. выполненном по BIM-технологиям. Правда, мы не гарантируем, что сможем выполнить работы по этой стоимости :)
Перейти
Оставить комментарий