Невозможно игнорировать растущую популярность электромобилей, поэтому вопрос их размещения становится все более и более актуальным. Попробуем в нем разобраться.
Нормативные ссылки:
- СП 113.13330.2023 Стоянки автомобилей;
- СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий (с Изменениями 1-6);
- ФЗ № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации (с изменениями на 30 марта 2023 года)
Примечание: СП 506.1311500.2021 «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности», в котором содержатся довольно точные и понятные формулировки, был отменен в 2023 году, поэтому основным документом для изучения остался СП 113.
Важное замечание
Несмотря на появившиеся в СП требования к размещению на стоянках электромобилей, экспертные организации зачастую не согласовывают соответствующие проектные решения, что заставляет заказчиков менять техническое задание, исключая из него упоминание электромобилей и подзаряжаемых гибридов.
Такая коллизия связана с малым опытом эксплуатации таких транспортных средств в нашей стране, а также недостатком экспериментальной базы для подготовки рабочих методик проектирования. Пока научные организации их готовят, нам ничего не остается, как опираться на действующие нормативные документы.
Нормативные требования
Электромобиль: Любое транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем с питанием от перезаряжающейся батареи или от других портативных устройств аккумулирования энергии (перезаряжающихся и использующих энергию или от источника самого транспортного средства или от коммунальной электрической сети) и предназначенное прежде всего для использования на улицах, дорогах или шоссе. (ГОСТ Р 50571.7.722-2017 Требования к специальным электроустановкам или местам их расположения. Источники питания для электромобилей)
Гибридный электромобиль: транспортное средство, для движения которого используется энергия от двух бортовых источников: аккумуляторной батареи и источника, работающего на топливе. (ГОСТ Р МЭК 62660-1-2020 Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств)
Тема | Требования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размещение машиномест с зарядными устройствами | Примечание: Обратите внимание на важный нюанс – нормативы предъявляют требования только к машиноместам, оборудованных зарядными станциями, а не к машиноместам, на которых можно в принципе парковать электромобили. 6.2.12 В закрытых стоянках автомобилей часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 кв.м одним из следующих способов: — противопожарными перегородками 1-го типа; — зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 8 м; — зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посредине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(с·м) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами). Выделение машино-мест с оборудованием для зарядки не требуется: — в помещениях закрытых стоянок автомобилей площадью не более 1200 кв.м; — в помещениях площадью более 1200 кв.м, если общее число указанных машино-мест не превышает 10. (СП 113.13330.2023)
Примечание: «Зоны (проезды), свободные от горючей нагрузки» создаются с помощью организационных мероприятий, к которым можно отнести: — нанесение на полу автостоянки краской границ зон и надписей «Размещение пожарной нагрузки и стоянка автомобилей запрещены»; — постоянный контроль дежурного персонала за недопущением размещения пожарной нагрузки и стоянки автомобилей с внесением в инструкцию о мерах пожарной безопасности.
Приведем графические пояснения этого пункта СП: 7.10.1 Хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, в том числе с организацией машино-мест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. (СП 113.13330.2023) 7.10.2 Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускаются на открытых площадках, а также в открытых и закрытых стоянках автомобилей классов конструктивной пожарной опасности С0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок). При размещении указанных машино-мест в закрытых стоянках автомобилей ниже первого подземного или подвального этажа допускается только зарядка автомобилей с номинальным током до 32 А (медленная зарядка) и с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы. (СП 113.13330.2023). Примечание: Теперь уже отмененный СП 506 (п.5.9) не допускал размещения зарядных станций ниже -1-го этажа, а вот п. 7.10.2 СП 113 это разрешает, но при условии использования зарядок малой мощности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размещение машиномест с зарядными устройствами в механизированных и полумеханизированных стоянках | Примечание: Как мы видим, п. 7.10.2 СП 113.13330.2023 не позволяет размещать машиноместа с зарядными станциями в механизированных и полумеханизированных стоянках: 7.10.2 Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускаются на открытых площадках, а также в открытых и закрытых стоянках автомобилей классов конструктивной пожарной опасности С0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок. (СП 113.13330.2023)
Напомним, что это за два вида стоянок:
Примечание: Как быть, если в стоянке размещаются как традиционные машиноместа, так и полумеханизированные/механизированные? Можно ли в такой стоянке размещать зарядные станции? Нормативная документация не описывает требования к стоянкам с комбинированным хранением автомобилей, для таких случаев требуется разработка СТУ. Учитывая дух нормативов, такую комбинированную автостоянку в целом нужно принимать за механизированную, поэтому в ней размещать машиноместа с зарядными станциями нельзя. Рис. Не могли удержаться и не привести яркий пример механизированной стояки, которая использовалась на лайнере «Королева Елизавета 2» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Габариты машиномест для электромобилей | 7.10.6 Габариты машино-мест для стоянки электромобилей следует принимать: — 2500х6000 мм — для устройства парковочных мест параллельно оси проезда, вдоль тротуаров; — 3000х6000 мм — для устройства парковочных мест в прочих условиях. (СП 113.13330.2023) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размещение и требования к зарядным станциям | 7.10.4 Выбор зарядной инфраструктуры должен учитывать наличие доступной электросетевой инфраструктуры и необходимой для подключения мощности (либо возможности реконструкции распределительных объектов для выделения необходимой мощности). Для зарядки электромобилей следует применять специализированные устройства – зарядные станции. (СП 113.13330.2023) 7.10.5 Планировка пространства возле зарядной станции должна учитывать: габаритные размеры электромобиля (приложение А); возможные способы постановки на зарядку; длину кабелей зарядного устройства различных марок электромобилей. Зарядная станция должна находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля в целях зарядки, с учетом габаритов машино-места электромобиля 3000х6000 мм. (СП 113.13330.2023) 7.10.6 На стоянках автомобилей с общедоступными местами для зарядки электромобиля должен быть знак «Парковочное место с зарядной станцией для автомобилей с электрическим двигателем»: дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» в сочетании с табличкой 8.4.3.1 «Вид транспортного средства» согласно ГОСТ Р 52289. Зарядное устройство должно находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля в целях зарядки. (СП 113.13330.2023) 7.10.7 Для обеспечения защиты зарядного устройства в пределах парковочных мест при их размещении под углом к оси проезда необходимо предусматривать противоподкатные устройства по схеме, указанной в приложении Б (рисунок Б.1), на расстоянии, превышающем задний свес расчетного автомобиля (L), но не менее 1100 мм. (СП 113.13330.2023) Приложение Б. Противоподкатные устройства и бетонные тумбы: Рис. а при расположении зарядного устройства за пределами проезжей части;
Рис. б расположение зарядного устройства в пределах проезжей части Рисунок Б.1. 1 — зарядное устройство; 2 — противоподкатное устройство; L — величина заднего свеса расчетного автомобиля. (СП 113.13330.2023)
7.10.8 Для обеспечения защиты зарядного устройства, устраиваемого в пределах парковочного места при размещении парковочных мест параллельно к оси проездов, необходимо устройство бетонных тумб высотой не менее 0,2 м и размерами в плане, рекомендуемыми производителем электрического зарядного устройства, но не более 0,5х0,5 м и колесоотбойников. Схема бетонной тумбы приведена в приложении Б (рисунок Б.2). (СП 113.13330.2023) Рисунок Б.2. 1 — зарядное устройство; 2 — бетонная тумба 7.10.13 Зарядные устройства по заданию на проектирование могут проектироваться с использованием интеллектуального управления со следующими сценариями: — удаленный мониторинг и удаленное управление процессом зарядки; — прерывание зарядной сессии и (или) снижение доступной мощности в случае реализации сценария выравнивания нагрузки электросетевой компанией; — возможность перераспределения мощности между зарядными станциями в зависимости от запрограммированного времени зарядки электромобиля (например, в ночное время, т.е. в период минимальных спроса и цен на электроэнергию); — отключение зарядного оборудования при аварийных режимах. (СП 113.13330.2023) 7.10.14 Зарядные устройства должны обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и (или) АУПТ. (СП 113.13330.2023) 7.10.15 Доступ к зарядным устройствам должен быть непубличным, активирование зарядной станции должно быть возможно только с помощью специальной карты доступа, мобильного устройства посредством Wi-Fi подключения в режиме «Ad-hoc» (режим «точка-точка») или посредством технологии Plug and Charge (ГОСТ Р 58122). Система управления и взаиморасчетов по заданию на проектирование обеспечивает учет следующих параметров в разрезе как отдельно взятого ЭТ (электрического транспорта), так и по парку в целом: — дата, время и место зарядки; — объем потребленной электроэнергии; — продолжительность зарядки. (СП 113.13330.2023) 7.10.16 В стоянках открытого типа зарядные устройства должны быть защищены от влаги и проникновения твердых предметов не ниже IP54 по ГОСТ 14254. Конструкция зарядных устройств и мест размещения зарядных станций должна обеспечивать их безопасное функционирование в условиях попадания дождя, снега, сильного ветра. (СП 113.13330.2023) 8.4.10 При устройстве в стоянке автомобилей, в том числе при хранении автомобилей в боксах, мест для зарядки электромобилей (зарядных колонок, станций) необходимо учитывать следующие положения: — места для зарядки располагают вдоль проездов для автомобилей и проходов для людей; — степень защиты оболочки электрооборудования, применяемого для зарядки электромобилей, должна быть не менее IP44; — электрические сети следует оснащать автоматическими выключателями и устройствами защитного отключения, управляемыми дифференциальным током; — электрооборудование, применяемое для зарядки батарей электромобилей, следует автоматически обесточивать при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты. (СП 113.13330.2023) Примечание: формулировка в п.8.4.10 «места для зарядки располагают вдоль проездов для автомобилей и проходов для людей» оставляет больше вопросов, чем ответов. Смысл, заложенный в этом пункте, состоит в том, что к местам зарядки должен быть обеспечен удобный подъезд электромобилей и проход людей. Самый комфортный для использования вариант – разместить машиноместа вдоль проездов. Но никто не запрещает их расположить иначе при условии удобного использования зарядной инфраструктуры. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пожаротушение | 6.2.30 В закрытых стоянках автомобилей машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения независимо от площади. (СП 113.13330.2023) Примечание: В СП 486.1311500.2020, СП 485.1311500.2020, СП 10.13130.2020 не содержатся требования к устройству пожаротушения автостоянок с зарядными станциями – не указаны ни типы, ни параметры, не описана методика проектирования таких систем. При недостаточности требований в нормативах единственный выход состоит в разработке СТУ, о чем говорит этот пункт федерального закона №123: Ст. 78, ч. 2. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. (ФЗ № 123) Примечание: В данный момент такие СТУ (даже если кто-то берет на себя смелость их разработать) фактически не согласовываются, поэтому рынок находится в нетерпеливом ожидании, когда уполномоченные организации закончат работы по разработке методик проектирования таких систем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электроснабжение зарядных станций | На основе п. 7.4.2 и 7.4.3 СП 256.1325800.2016 мы составили следующую таблицу:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Типы электромобилей | 209. В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается: …подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах, за исключением тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы. (Правила противопожарного режима в Российской Федерации) Примечание: В помещениях автостоянок разрешено подзаряжать только электромобили, оснащенные аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы. |
Вывод
Несмотря на наличие нормативов, фактически разместить в закрытых стоянках места для зарядки электромобилей невозможно из-за отсутствия методик проектирования систем пожаротушения, отказа МЧС согласовывать СТУ, а экспертиз – пропускать такие проектные решения.
Чтобы лучше понять проблему, приведем цитаты из статьи «Правила и способы тушения электромобилей пожарной охраной», автор — Чеберяк В.В., старший преподаватель Дальневосточной пожарно-спасательной академии:
«… потушить электромобиль значительно сложнее, чем машину с двигателем внутреннего сгорания, необходимо задействовать больше ресурсов.
Чтобы погасить аккумулятор электромобиля, нужно около одиннадцати тысяч литров воды. Тем не менее, при транспортировке такой аккумулятор может вспыхнуть повторно.
Если … использовать воду, то пожарным, вследствие выделения токсичных веществ при реакции лития с водой, нужно обязательно использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания. Кроме того, в этом случае необходимо принять меры, чтобы в опасной зоне не находились люди без средств индивидуальной защиты».