Проектирование инженерных систем в BIM

г. Москва, ул. Пятницкая, д. 50/2 стр. 5

+7 (495) 120-20-76
article
Выпуск
№ 73

2025-14-05 Статья Траст_4-25
0скачали

Выбросы воздуха из подземной стоянки: делаем как принято или как положено?

Размещение воздухозаборов и выбросов – это первостепенная задача, с которой сталкивается проектировщик вентиляции, особенно, когда работа ведется над объектом с авторской архитектурой. Именно в этом вопросе проявляется первый конфликт целей. По мнению архитекторов инженеры по вентиляции хотят занять все фасады решетками воздухозаборов, разместить на стилобате отвратительные венткиоски, а также пронзить шахтами все здание, не считаясь с потерями полезных площадей.

Одной из частых причин раздоров является выбросы из подземной стоянки, которым способствуют неопределенности в нормативных требованиях. Об этом и поговорим.

Рассмотрим, к примеру, «типовой» современный жилой комплекс – несколько разноэтажных корпусов, как минимум один из который высотой 150-200 метров, расположенных над общим стилобатом, в подземной части которого расположена просторная автостоянка.

Как правильно организовывать выброс вытяжного воздуха общеобменной вентиляции из такой стоянки?

В голову приходит несколько вариантов:

  1. Вывод выброса на кровлю самого высокого корпуса, прокладывая вытяжную шахту размером 1,5х1,5 метра сквозь все здание. Но ведь квартиры в такой высокой башне самые дорогие, сердце архитектора обливается кровью, думая о таком расточительстве.
  2. Размещение выброса на кровле более низкого корпуса, который находится на удалении от остальных.
  3. Размещение выброса на кровле стилобата на должном удалении от окон, детских площадок и зон отдыха. Это был бы самый дешевый с точки зрения потери полезной площади вариант.

Мы бы не задавали этот вопрос, если бы не существовали пункты нормативной документации, прочтя которые можно остаться с чувством неопределенности.

Сначала напомним несколько принятых терминов, которые очень помогли бы во всем разобраться, если бы в инженерных нормативах они использовались.

Для этого придется воспользоваться определениями из СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей (с Изменением N 1), хоть он и утратил силу с 01.08.2020, но, полагаем, что терминология вряд ли изменилась. В целом эти слова не противоречат определениям встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных помещений из различных других нормативных документов.

Отдельно стоящая стоянка автомобилей: стоянка, находящаяся за границами застройки здания на прилегающей к нему территории.

Встроенная стоянка автомобилей: стоянка, находящаяся в границах застройки здания.

Пристроенная стоянка автомобилей: стоянка, примыкающая к границам застройки здания.

Встроенно-пристроенная стоянка автомобилей: стоянка, находящаяся одновременно в границах застройки здания и примыкающая к нему.

Сначала приведем выдержки из нормативов, а потом поработаем над выводами.

СП 60.13330.2020 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

7.6.10 Вентиляционные выбросы из подземных стоянок автомобилей, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания. Для комплекса зданий с общей подземной стоянкой допускается устройство выброса на 1,5 м выше конька крыши другого здания на расстоянии не менее 15 м от самого высокого здания в комплексе или на таком же расстоянии между соседними зданиями.

Примечание: Обратим внимание на предлог «под жилыми и общественными зданиями». Если строго относиться к формулировкам, то речь идет только о встроенных подземных стоянках. Вполне логично, что из встроенных стоянок вывести воздух можно только на кровлю.

Но если не читать буквально, то этот пункт можно распространить и на встроенно-пристроенные стоянки (стилобаты), что и позволяет многим экспертам принять позицию, что выброс вытяжного воздуха над стилобатом (в т.ч. через венткиоски) недопустим.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

Таблица 7.1.1.

  1. Для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется лишь расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и др., которое должно составлять не менее 15 метров.

Примечание: В данном пункте не уточняется, к каким из четырех возможных типов стоянок он относится.

  1. Вентвыбросы из подземных гаражей-стоянок, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания.

 Примечание: Как и в 7.6.10 СП60 этот пункт оставляет место для трактовки. 

  1. На эксплуатируемой кровле подземного гаража-стоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и др. сооружения на расстоянии 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов, при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении ПДК в устье выброса в атмосферу.

 Примечание: Нет уточнений по типам стоянок, но если исходить из худшего сценария, то этот пункт применим к отдельно стоящим стоянкам.

СП 113.13330.2023 Стоянки автомобилей

4.8 Расстояние от въезда-выезда и вентиляционных шахт наземных, подземных, обвалованных стоянок автомобилей до окон жилых домов, территорий общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, медицинских организаций, площадок отдыха и другого назначения следует принимать в соответствии с пунктами 7.5, 11.34 СП 42.13330.2016 и разделом 9 настоящего свода правил.

Примечание: Суть содержится в этих строчках п.11.34 СП42: «… расстояния обосновывать расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и уровней шума, обеспечивая выполнение нормативных требований».

9.6 Расстояние от вытяжных вентиляционных шахт стоянок автомобилей от многоквартирных жилых домов, зданий дошкольных образовательных организаций, спальных корпусов домов-интернатов, медицинских организаций со стационаром следует принимать:

— не менее 15 м – для стоянок автомобилей вместимостью 100 машино-мест и более;

— не менее 10,0 м – для стоянок автомобилей вместимостью до 10 машино-мест.

 Примечание: В этом пункте нет даже намека, к каким типам стоянок он относится, а к каким нет.

 9.9 При размещении подземных стоянок автомобилей под проездами, скверами, дворовыми территориями вытяжные вентиляционные шахты из помещений хранения предусматривают высотой не менее 3 м над уровнем земли и располагают на расстоянии не менее 15 м от жилых и общественных зданий, детских игровых и спортивных площадок.

Переведем эти пункты на язык простых схем.

 

Как видим, нормы более или менее определенно толкуются в трех случаях из четырех, но именно последний вариант – выбросы из встроенно-пристроенных подземных стоянок наиболее распространен, и, на наш взгляд, не описан с должной прозрачностью.

Наш опыт показывает, что результаты экспертизы зависят от мнения конкретных людей – эксперта по вентиляции и эксперта-санитарного врача. В некоторых случаях они согласовывали решения по размещению выбросов на кровле стилобата, а в некоторых – нет.

Следование пункту о выводе шахты выброса на кровлю самого высокого здания комплекса гарантирует прохождение экспертизы, но не гарантирует удовлетворенности архитекторов и заказчиков из-за потерь полезных площадей.

Размещение вытяжной шахты на покрытии стилобата эксперт по вентиляции может пропустить (что не является такой уж большой редкостью), но есть шанс встретиться с сопротивлением эксперта-санитарного врача. Ему, как минимум, потребуется предоставить расчеты рассеивания выбросов в атмосферу и уровней шума.

Оказаться перед выбором между получением отрицательного заключения или внесением во время прохождения экспертизы срочных изменений в архитектуру, добавляя шахту на кровлю, слишком болезненно, чтобы на это идти.

Что же делать-то?

Многочисленные консультации с экспертами не оставили у нас сомнений, что существует нормативная коллизия. В государственной экспертизе нам порекомендовали следовать официальной процедуре и направить запрос в центральный аппарат Роспотребнадзора, который рассматривает «обращения по вопросам получения разъяснений относительно применения положений законодательных и нормативно-правовых актов». Что мы и сделали.

Вопрос: Допускается ли организовывать выбросы воздуха из подземной встроенно-пристроенной автостоянки (образующей стилобатную часть комплекса зданий) на покрытии стилобата при соблюдении требований об удалении точек выбросов не менее 15 метров от жилых и общественных зданий, детских игровых и спортивных площадок, а также высоты не менее 3 метров над уровнем земли?

Официальный ответ: «При организации выбросов воздуха из подземной встроенно-пристроенной автостоянки (образующей стилобатную часть комплекса зданий) следует руководствоваться пунктом: «Вентвыбросы из подземных гаражей-стоянок, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания».

Что ж, конец истории. Такой исход, безусловно, расстроит многих архитекторов и заказчиков, но облегчит жизнь проектировщикам вентиляции, которые обрели твердую почву под ногами.

Хотя в последнее время нормативные документы обновляются очень активно, и возможно, изменения коснутся и выбросов воздуха. А пока этого не произошло – проектируем так, как написано выше.

Назад
Поделиться
Другие статьи