Проектирование инженерных систем в BIM

г. Москва, ул. Пятницкая, д. 50/2 стр. 5

+7 (495) 120-20-76
article
Выпуск
№ 16


Взрывной рост количества автомобилей в начале XX века обнажил проблему размещения автомобилей в городах. Частично ее решили с помощью опустевших конюшен, но их количество было явно недостаточно.

Первый многоуровневый паркинг был открыт в центре Лондона в мае 1901 года. Это было семиэтажное здание на 100 машиномест. Автомобили на нужный этаж доставлялись электролифтом, а затем уже своим ходом занимали свободное место. Паркинг оказался востребованным, поэтому вслед за ним были построены еще два здания на 200 и 230 машиномест.

Самая ранняя уцелевшая до наших дней многоэтажная автостоянка была построена в 1902-1903 годах  на улице Уордер в Лондоне, она была трехэтажной и вмещала 200 автомобилей. Сейчас этот район Чайнатаун, и в этом здании находится паб O’neill’s.

Рис. Здание старинной стоянки теперь занимает бар.

Первая подземная парковка появилась в Барселоне в 1910 году в доме, выполненном по проекту Антони Гауди. Интересна история одного многоэтажного автоматизированного паркинга в Нью-Йорке, которая показывает, как появился и рухнул многообещающий девелоперский бизнес временного хранения автомобилей.

В 1928 году компания Kent Automatic Garages купила участок земли на Манхэттене и построила там 25-этажную автоматизированную парковку на 1000 автомобилей. Проект подавал большие надежды как средство решения проблемы дефицита парковочных мест в крупных городах, суля значительные доходы владельцам. Он вызывал интерес, как у публики, так и прессы.

Рис. Выпуск журнала «Современная механика» от мая 1929 года

Вот, как описывал это здание журнал «Современная механика», май 1929 года: Дорожные пробки в Нью-Йорке стали настолько серьезной проблемой, что специальный гараж, или, что правильнее, отель для автомобилей, возводится около Таймс-сквер. Парковка осуществляется автоматически, от человека требуется только заехать в лифт, нажать кнопку и далее система размещает автомобиль на нужном месте без участия человека.

Рис: Провалившийся проект «Отель для автомобилей».

Однако, уже в 1931 году компания обанкротилась, здание перешло другому владельцу и продолжало использоваться как парковка до 1943 года, после чего было переоборудовано в склад.

Одной из причин краха стартапа послужил резкий рост веса и габаритов автомобилей, что снизило емкость хранения, а также требовало значительных затрат на переоборудование всего лифтового оборудования. Кроме того, один за одним стали появляться подземные паркинги, да и в целом доход девелопера от парковок не мог сравниться с доходами, приносимыми офисными зданиями и апартаментами.

Позже от складского использования отказались в пользу размещения в здании апартаментов. Сейчас надземные паркинги значительно менее распространены, чем их подземные собратья. Давайте сравним рентабельность многоэтажного паркинга и апартаментов площадью 40 000 кв.м. Считаем, что мы строим отапливаемый паркинг с авторской архитектурой, наподобие того, о котором мы только что говорили. Примем также, что найдется достаточно желающих купить или арендовать машиноместа не в своем доме. Как показывают расчеты, доходность бизнесов несопоставима.

НаименованиеМногоэтажная надземная парковкаАпартаментыПояснения
Стоимость строительства, руб./кв.м.55 00065 000 
Итоговая стоимость, руб./кв.м.2 200 000 0002 600 000 000 
Количество машиномест / квартир1 026460Ср. площадь апартамента — 68 кв.м.
Мес. арендная плата за машиноместо/кв, руб.12 00045 000Средняя по Москве
Доход от аренды в месяц, руб.12 307 69220 700 000Средняя по Москве
Цена продажи машиноместа / квартиры, руб.3 000 00014 076 000Цена апартаментов 204 000 руб./кв.м.
Доход от продажи, руб.3 076 923 0776 474 960 000 

Новые технологии в паркингах

Современные технологии паркингов не могли не коснуться смартфонов. В Европе набирают популярность приложения по бронированию парковочных мест на закрытых парковках. Можно выбрать тип автомобиля или мотоцикла, время паркинга, посмотреть фото стоянки, особо обращается внимание на максимально разрешенную высоту автомобиля. Особенную актуальность эта услуга имеет в дни спортивных и культурных мероприятий или в местах популярных достопримечательностей.

Рис.  Приложение по резервированию машиномест, пример брони места вблизи собора Нотр Дам в Париже.

В Москве появилось приложение, которое позволяет арендовать доступные парковочные места в жилых комплексах. При этом хозяин машиноместа может сдавать его в аренду и зарабатывать во время своего кратковременного или длительного отсутствия. Приложение дает информацию о наличии доступных для аренды машиномест, позволяет гостю бронировать, а хозяину — гибко настраивать график сдачи в аренду.

Рис. «Booking» парковочных мест в жилом комплексе

Мы уже писали в других номерах, что в современных офисных зданиях используются приложения на смартфоне, которые (помимо всего прочего) помогают найти сотруднику кратчайший путь к свободному машиноместу.

Рис. Приложение с функцией «Паркинг-помощник»

Можно смело прогнозировать, что парковочные сервисы для смартфонов будут только расширять свой функционал и будут все более и более распространены.

Поиск машины на стоянке

Я думаю, многим не раз приходилось поволноваться, когда не могли найти свою машину на огромной парковке торгового центра или аэропорта. Одним из способов решения этой проблемы является использование специальных терминалов.

Рис. Терминал поиска автомобилей в аэропорту Хитроу.

Над каждым машиноместом устанавливается камера, которая не только следит, какие из них заняты, но также запоминает номера припаркованных машин. Для этого каждые несколько секунд камеры фотографируют зону и запоминают, какая машина припаркована на этом месте. Если посетитель не может найти свою машину, он вводит номер (полностью или частично) на экране специального терминала, система ищет в базе автомобиль с этим номером, показывает подборку подходящих фото, а потом показывает самый короткий путь к выбранному варианту.

Рис. Камера над парковочным местом.

Беспроводные системы контроля заполненности парковок

Одной из новых технологий, которая активно находит себе применение — это беспроводные датчики, которые могут устанавливаться не только в закрытых паркингах, но и на улицах и площадях.

По многочисленным исследованиям, проводимых в разных странах, использование подобных датчиков не только предоставляет точные данные для управляющей компании или городских служб, но и повышает заполненность парковок и доход их владельцев, в случае если передавать сведения о пустых местах на смартфоны автомобилистов.

Поскольку датчики беспроводные, то нет необходимости прокладки кабелей, лотков и прочих элементов проводных систем. У датчиков предусматривается высокая степень защиты от неблагоприятных погодных условий, они выполнены в антивандальном исполнении, поэтому за надежность их работы не приходится беспокоиться. Встроенная батарея обеспечивает 5-7 лет работы устройства.

В целом, использование беспроводных систем обходится на 10% дороже, чем классических проводных, но внедряются они очень легко без необходимости останавливать использование здания.  Примерная оценка стоимости оснащения одного машиноместа — 25-30 000 руб.

Навигация по парковке

Если с разработкой мобильных приложений для пользователей парковок коммерческой недвижимости связываются мало девелоперов, то с проблемой организации навигации по стоянке сталкиваются, пожалуй, все.

Традиционно, используются таблички или табло. Вот, как пишет блоггер Александр Беленький: «Этажи паркинга обозначают разными пиктограммами и отдельным цветом. Вы можете не запомнить номер этажа, но кролик или морковка, красный или синий цвет обязательно отложатся в вашей памяти».

Рис. Традиционные таблички

В ультрасовременной штаб-квартире Apple пошли дальше, как в части дизайна, так и в части технологичности навигации. Весь подземный паркинг Apple Park выполнен с отсылками к традиционному дизайну продуктов компании — лаконичность и изящные формы.

Рис. Въезд в подземный паркинг Apple.

Рис. Светофоры выполнены в стиле трех кнопок каждого приложения. (Если можете – выделите на изображении IOS верхний «светофор»)

Рис. Стрелки и навигационная информация подается в знакомом пользователям компьютеров Apple верхнем меню.

Струйная вентиляция парковок

До России почти добралась европейская мода на использование струйных вентиляторов вместо традиционной приточно-вытяжной вентиляции.

Суть системы проста ­– вместо вентиляционных установок с разветвленной системой воздуховодов с решетками и клапанами устанавливаются лишь струйные вентиляторы. Вы могли видеть работу подобных вентиляторов в автомобильных туннелях, когда при повышении уровня СО2 они включаются и «выдувают» загрязненный воздух на улицу.

Поскольку струйные вентиляторы заменяют собой системы противодымной и общеобменной вентиляции, то это приводит к значительному уменьшению количества воздуховодов, а следовательно, можно снизить высоту паркинга, оценочно, на 400-700 мм. Однако, использование струйной вентиляции имеет свои ограничения, прежде всего архитектурные.

Рис. Схема работы струйной вентиляции.

Для того, чтобы струйные вентиляторы работали, необходимо предусмотреть крупные шахты, в которых будут установлены дополнительные приточные и вытяжные установки, подающие воздух в парковку, где он уже обрабатывается «струйниками».

При этом, расположение шахт должно быть строго определенным – приточные и вытяжные шахты должны располагаться в противоположных сторонах парковок, чтобы обеспечить правильное движение фронта воздуха или дыма.

Как следствие, далеко не в каждом здании можно разместить шахты, не повредив архитектурный замысел. Поэтому, использовать струйную вентиляцию в зданиях с авторской архитектурой зачастую невозможно или это требует проектировать не вентиляцию для здания, а здание для вентиляции.

В России использовать струйную вентиляцию возможно при условии разработки и согласования СТУ, в которых это решение будет зафиксировано. Мы знаем о нескольких проектах, которые получили положительное заключение экспертизы, а в Казани введена в эксплуатацию стоянка площадью 40 000 кв.м., оснащенная этой системой.

Рис. Разрез парковки. Струйные вентиляторы показаны голубым цветом. Вентиляторы дымоудаления и компенсации дымоудаления — желтым.

Мощность вентиляции парковок

Не новость, что в подземных стоянках требуется устанавливать приточно-вытяжную вентиляцию с целью создания безопасных условий для пребывания людей.

В рядах проектировщиков и заказчиков существует замешательство, связанное с выбором, вентиляцию какой производительности необходимо предусматривать. Консервативность многих инженеров привела к тому, что давно неактуальное требование нормативов обеспечить двукратный воздухообмен (полная замена воздуха в помещении два раза в течение часа), продолжает применяться почти повсеместно.

Это приводит к использованию больших воздуховодов, повышенным затратам тепла, более высокой стоимости оборудования и воздушной сети. В основе требования к двукратному воздухообмену лежали показатели выбросов загрязняющих веществ автомобилей до 1990 года выпуска (а также в этих нормах дается прогноз по выбросам для автомобилей 2000 года).

Показатель выбросов от легкового автомобиля малого классаНормы СССР 1990 гНормы РФ на 2000 гНормы Евро-5
Выбросы СО, г/км24,017,21
Выбросы СН, г/км3,31,40,1

Таблица показывает, что показатели выбросов автомобилей на момент написания норм (1991 год) были в 20-30 раз выше, чем у современных машин!

Поэтому, когда мы однажды пришли в экспертизу с проектом, выполненным с двукратным воздухообменом, эксперт потребовал: «Принесите письмо от заказчика, чтобы он подтвердил, что парковка предназначена для хранения автомобилей ВАЗ 2106». В результате, мы переделали проект, снизив воздухообмен, сэкономив заказчику сотни киловатт тепла и 10 млн. руб.

Тем не менее, хотим обратить внимание, что заказчик имеет право в техническом задании прописывать повышенные требования к вентиляции стоянок. В паркингах, в которых вентиляция выполнена с минимально допустимым воздухообменом, чувствуется некоторая спертость воздуха. Запаха автомобильных выбросов нет и не может быть, но в целом малый обмен воздуха воспринимается, как легкий дискомфорт.

Поэтому, для парковок высококлассной недвижимости есть смысл требовать соблюсти 2-х кратный воздухообмен, но делать это для других зданий не рационально.

Назад
Поделиться
Другие статьи