Эмпайр Стейт Билдинг, построенный в 1931 году, не только отличается тем, что входит в топ тройку небоскребов в США, но уникально во всем, начиная от того, как был выигран тендер на его строительство и до применения прогрессивных технологий при его возведении.
История объекта началась с того, что финансовый директор компании Дженерал Моторс Джон Раскоб задумал амбициозный проект — построить самое высокое здание в мире, превзойдя в этом своего самого большого конкурента, на тот момент, компанию Крайслер.
Строительством амбициозного здания занялась компания «Братья Старетт и Экен», которая сумела выиграла тендер при полном отсутствии инструментов и оборудования, необходимого для строительства, хотя наличие его у подрядчика, было непременным условием.
На вопрос тендерной комиссии: «А чем же вы будете строить?», Пол Старетт ответил: «Джентльмены, сейчас у меня нет даже лопаты, но постройка вашего здания влечет за собой значительные трудности, и даже всей техники, имеющейся у подрядчика, окажется недостаточно для решения поставленной задачи. Поэтому мы с нуля закупим всё необходимое оборудование. Когда же небоскреб будет построен, всю технику мы распродадим и выручку вернем вам». Находчивость Пола Старетта была вознаграждена, контракт был немедленно подписан и процесс пошел.
Работы по строительству здания начались в январе 1930 года, и само высокое здание в мире на тот момент, было построено в кратчайший срок 16 месяцев, что на было два месяца быстрее запланированного срока.
Производственный процесс был расписан поминутно. С заводов поступали готовые металлоконструкции, пронумерованные и предназначенные для установки в заранее отведенное конкретное место. Допуски на металлоконструкциях составляли не более нескольких миллиметров.
Поскольку монтаж велся почти «с колес», вопросам логистики было уделено максимум внимания. Требовалось всего 80 часов, чтобы балки и другие металлоконструкции, которые изготовились в 1000 км от Нью-Йорка на заводе в Плимуте, оказывались уже смонтированными на объекте!
Монтаж внутренних инженерных систем начинался сразу, как был закончен монтаж каркаса здания.
Каждую неделю бригады сдавали по 4-5 этажей, а в наиболее острые периоды высотной гонки строителям приходилось работать практически круглосуточно, двигаться со скоростью 14 этажей в 10 дней. Внешние леса при строительстве решили не использовать, что очень удешевило и ускорило возведение здания.
Общие принципы организации строительства, заложенные еще в те годы, используются американскими строительными компаниями и поныне.
Строительство самого высокого здания в Нью-Йорке обошлось дешевле, чем планировалось. Инвесторы затратили 41 млн. долларов, трудозатраты составили 7 млн. человеко-часов. Число рабочих на объекте в самый разгар работ составляло 3500 человек.
Основная часть рабочей силы поступала из рядов эмигрантов Европы и канадских индейцев, путешествующих на юг США в поисках работы. Работы на такого рода проектах выполнялись в те временя без особого внимания технике безопасности. Монтажные пояса, страховочные ремни, каски и т.д. — все это не было необходимыми составляющими строительного процесса.
Несмотря на это, количество смертельных случаев было минимально. Один рабочий был зажат грузовиком; другой сорвался в шахту лифта; третий погиб от лебёдки; четвёртый оказался в зоне поражения взрыва; а пятый покончил жизнь самоубийством.
Само здание за 85 лет своего существования тоже сумело пройти жесткую проверку на прочность.
В июле 1945-го в него врезался потерявшийся в тумане бомбардировщик В-25. Основной удар пришелся на 79-й этаж. Двигатель пробил здание насквозь и вылетел с другой стороны здания. Тогда погибли 14 человек, но здание выстояло, а пожар быстро удалось потушить. Даже лифт проявил чудеса выносливости: сорвавшись от сотрясения в шахту с 79-го этажа, он затормозил и завис в районе 10-го, а находившийся в нем пассажир не пострадал. Еще один знаменитый пожар случился на 51-м этаже в 1990-м, когда загорелась проводка. Этаж выгорел полностью, уничтожив все, кроме несущих стальных конструкций.
В августе 1988 года, пожар случился на 86 этаже, и дошел до самого конца шпиля. К счастью, никто не погиб. Не так давно была проведена реконструкция в здании. Были заменены 6500 окон на тройные стеклопакеты, что позволяет снизить энергопотребление на 40% и сократить расходы на поддержание комфортного климата в здании.
Наши статьи на портале «Строительный эксперт»